Дальний Восток — территория милосердия. Взгляд в прошлое.

ВСЕМ МИРОМ

Служба социальной защиты — отрасль относительно новая, но у нее есть давние и прекрасные корни. Особенно на нашей хабаровской земле…

«Есть личности, которые неотразимо действуют на окружающих и невольно подчиняют себе ум и сердце ближнего. Они, как солнце, согревают его теплым лучом сочувствия и доброты… Они смело берут половину чужого горя на свои плечи. Такова была незабвенная Екатерина Ивановна Невельская»

gubved_21062013172603

      Екатерина Ивановна Невельская                                                                                                                              

Эту женщину можно назвать первым социальным работником  в истории Хабаровского края. Хотя, конечно, таких понятий тогда еще не знали. Это было полтора века назад: Экспедиция Геннадия Невельского открыла России Амур и в устье реки основала первое русское зимовье. Вместе с мужем там поселилась совсем еще юная Катя Невельская, которая стала устраивать в зимовье свою маленькую «территорию милосердия» Она учила здешних нивхов разводить огороды, лечила их, согревала каждого душевным участием. Эта первая русская женщина на берегах Амура навсегда осталась в истории как удивительный пример человеческой доброты.

Вот так вместе с открытием Амура начался на нашей земле и путь милосердия. Такое совпадение, наверно, не случайно. Русские начали заселять и осваивать нынешнюю территорию Хабаровского края в середине XIX века. Их ждали здесь громадные и необжитые просторы, дремучая тайга, суровый климат — жизнь была трудной и попросту невозможной без  умения помогать друг другу.  Вот тогда и начал складываться это старый неписанный закон дальневосточников — не оставлять человека в беде.

IMG_6708

Переселенцы на хабаровской земле

Сам процесс освоения новых земель был делом государственной политики, и поэтому переселение на Амур крестьян и казаков шло за государственный счет. Первые «Правила для переселения в Приамурский край» изданы еще в 1858 году по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, а вслед за ними вышел целый ряд  других постановлений, указов правительства. Переселенцы получали землю, а вместе с ней такие важные льготы, как освобождение от воинской службы, от государственной повинности на 20 лет, от сборов в местный бюджет на 3 года. Ежегодно правительство выделяло на переселение крестьян до 100 тысяч рублей.

11

Портрет графа Н.Н. Муравьева-Амурского.     

С 1883 года государство усилило поддержку переселенцев. Крестьян теперь привозили морем (от Одессы до Владивостока) и полностью бесплатно. На родине они освобождались от всех недоимок, а на новом месте получали по 100 рублей на строительство дома, пару лошадей, корову, семена, землю, ссуды, различные льготы. Правила могли со временем меняться, но их главный смысл был один: говоря современным языком, государство оказывало переселенцам  в наш край социальную помощь и поддержку.

Правда, все это касалось лишь переселенцев. А в целом в дореволюционной России социальную помощь несли «всем миром». Делам милосердия служили церковь, земства, местные думы, благотворительные организации и просто добрые люди. Первый благотворительный дамский комитет в Хабаровске создала в 1885 году супруга приамурского генерал-губернатора баронесса С.А. Корф, который в 1890 году преобразовался в хабаровское благотворительное общество. Как и в других подобных комитетах, пост председателя обычно занимала первая дама — супруга высшего администратора. В 1893 году председательское место занимала В. Ф. Духовская. Члены комитета избирались тайным голосованием, эта общественная должность считалась очень престижной, за нее боролись, число кандидатов всегда превышало число вакансий.

За 1890–1894 гг., судя по отчету, хабаровское благотворительное общество собрало за счет пожертвований 37 572 рубля, на различные нужды израсходовано 21 366 рублей, в среднем ежегодно тратили 4 273 рубля. Наиболее частой формой благотворительности была материальная помощь вдовам с детьми, одиноким немощным людям, которым общество в Хабаровске оказало помощь, выглядело следующим образом: 1890 год — 79 человек,1891–91, 1892–114, 1893–155, 1894–106 человек. Надо ли пояснять, что эти люди оказались в положении хуже некуда. Для получения материальной помощи требовалось прошение и заключение двух членов комитета, которые проводили обследование нуждающихся.

В 1891 году баронессе С. А. Корф удалось открыть в Хабаровске приют для одиноких престарелых жителей, правда, очень маленький, всего для четверых человек. Дом патронировала одна из членов комитета, в штате были экономка-кухарка, сиделка и чернорабочий.  А через 5 лет был открыт Ольгинский детский приют трудолюбия, тогда же по линии Красного Креста устроили для инвалидов первую богадельню.

IMG_6710

 

 Ольгинский детский приют трудолюбия

В 1901 году полковник С.Н. Ванков организовал общество, которое помогало детям-школьникам из бедных семей. За десять лет оно собрало 50 тысяч рублей, которые шли на оплату обучения, покупку учебников, книг, одежды.

27817 01.11.1981 Строитель и первый начальник окружных артиллерийских мастерских Симеон Ванков. Дверник/РИА Новости

                                                                                                             С.Н. Ванков

Все социальные проблемы того времени, а их, конечно, было немало, решались в основном за счет частных пожертвований. Громадную работу вело приамурское Общество по борьбе с заразными болезнями. За счет него, например, содержалась лечебница для прокаженных под Николаевском-на-Амуре. Другая социальная беда того времени — «болезнь бедных», туберкулез. В 1910 году местные медики создали хабаровский отдел Всероссийской лиги по борьбе с туберкулезом. Вскоре он открыл оздоровительный  лагерь для больных на реке Кия. Это был первый детский лагерь в истории нашего края.

Путь милосердия для русского человека привычен. Иногда по нему шли целыми династиями. Особой щедростью в делах милосердия славились хабаровские купцы Богдановы, Пьянковы, Плюснины… Они строили церкви, открывали школы, приюты, столовые для бедных, бездомных людей и жили по христианскому принципу «просящему — дай». Все дети в Хабаровске хорошо знали «дядю Васю», карманы которого всегда были полны конфет для них. Иногда В.В. Плюснин полностью закупал утренний сеанс в кинотеатре «Иллюзион» и водил туда ребят из сиротского дома. В 1913 году он основал под Хабаровском свою «территорию милосердия» — сельскохозяйственную колонию для детей-сирот.

IMG_6712

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                В.В.Плюснин

 

IMG_6713

 Хабаровский голова А.В. Плюснин в городском детском приюте

 

IMG_6714

 IMG_6715

Успенский собор в Хабаровске строили всем миром

 

IMG_6717
Праздник Белого цветка в Хабаровске

IMG_6716
Во время этого праздника собирали средства в помощь больным туберкулезом

Милосердие всегда было связано с традиционной системой христианских ценностей. Подать милостыню, накормить голодного, обогреть бездомного — этим богоугодным делам учила своих прихожан церковь. Но на хабаровской земле она сыграла еще одну, особенную роль:именно церковь в первую очередь помогала коренным народам Амура — нивхам, нанайцам, ульчам. В начале ХХ века в национальных селах края было 17 миссионерских станов со своими школами, ремесленными мастерскими, лечебными пунктами и аптеками, где бесплатно и учили, и лечили, и помогали в хозяйственных делах коренным амурским народам. Все они содержались за счет Православного миссионерского общества и частных пожертвований. Каждый год только на строительство новых школ-интернатов и содержание в них детей общество выделяло свыше 10 тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.