ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ

Еще совсем немного времени прошло с того момента, когда исконно русский православный праздник «День Петра и Февронии» официально восстановлен  в России, как «День Семьи, Любви и Верности». Произошло это «возрождение», в 2008 году

, и с каждым годом праздник находит все больше сторонников в лице наших соотечественников в России и за ее пределами. День Святого Валентина, «усыновленный» россиянами не без помощи СМИ, напоминает нам о важности любви для всех нас и каждого в отдельности, зачастую вкладывая в это понятие  свой поверхностный, иллюзорный смысл. И как редко в этот день слышишь о значимости понятия семьи, а еще реже о верности.

«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Многим знакомы эти библейские слова, но все ли понимают их значимость? А ведь именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а, значит, и к своему народу, к обществу в целом.

Восемь столетий отделяет нас от тех времен, когда князь Петр начал править в Муроме, и произошли события, которые легли в основу сказания о Петре и Февронии. Немало из того, что в действительности тогда происходило, покоится на дне реки забвения под многовековыми пластами мутных вод истории. Но донесла народная память, что способна любовь победить любую напасть. Встретив Петра и полюбив, исцеляет Феврония его от смертельной болезни.Лишь простой деревенской девушке, искренне, всем сердцем полюбившей князя, удалось то, перед чем оказались бессильны все лекари и врачеватели.

Как в те времена, так и сейчас, принято было искать супругу, равную по статусу, социальному положению. Резкое  неприятие со стороны знати брака князя с простолюдинкой стало причиной множества лишений и скорбей, выпавших на плечи молодой четы. Но людям, поставившим заповеди Творца выше любого земного благополучия, любая трудность лишь наградой обернется. Со смирением оставляют супруги княжеский престол, когда недовольные бояре и их завистливые жены потребовали ухода Февронии, не желая, чтобы деревенская девушка господствовала над ними. Не оглядываясь, последовал князь за своей супругой, победив искушение властью своей верностью и непоколебимым желанием сохранить целостность семейного союза.

Где бы ниоказалась эта семья, чудесным образом меняется все вокруг, природа наполняется жизнью, люди, обличаемые праведностью и кротостью супругов, начинают меняться. Великая сила любви Февронии превращает хлебные крохи в кусочки ладана и оживотворяет жерди вкопанные в землю, которые наутро становятся деревьями с зеленой листвой. Кормчий, уличенный в блудных помыслах, устыдился и раскаялся. Знать, осознавшая свою ошибку, обернувшуюся безжалостным кровопролитием в борьбе за власть, призывает князя с женой вернуться и вновь управлять городом.

 О правлении же их в повествовании сказано так: «…правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства… Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

 Интересен вопрос, вызывающий споры и касающийся последних дней жизни этой славной четы: почему под конец жизни разлучились святые супруги, для чего приняли монашеский постриг? Для спасения души монашество не является обязательным условием. Неоднократно в святоотеческих творениях подчеркивается, что не всякий монах спасется, и не всякий мирянин попадает в преисподнюю.

Мнений много, но возможно предположить, что поступок этот нужен был для того, чтобы сделать друг для  друга, а так же для тысяч людей, живущих рядом,нечто большее, чем уже сделано. Это «нечто большее» — молитвенная любовь и поддержка. Любви, выращенной в лоне семейного храма, уже тесно в его стенах, и вполне свойственно нести себя в мир, наполняя его теплом и светом. И воистину, достойным проявлением этой любви может стать молитва друг о друге, о родных и чужих, друзьях и врагах, обо всем мире! Да и конечно, непросто бывает в нелегком труде управления государством, подготовить душу свою к встрече с вечностью. Опыт множества великих князей тому подтверждение.

Часто в русских народных сказках читаешь: «… жили они долго и счастливо и умерли в один день».  Легенда, дошедшая до нас, повествует, что не просто в один день, а практически одновременно оставили они земное житие, и две неразлучные души устремились в небесные чертоги навстречу Тому, чьим заповедям они старались следовать на протяжении многих лет. Достойное завершение благочестивой супружеской земной жизни.

Неразумные же люди, как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: похоронить в разных гробах, а не в одном, как завещали благоверные.  Но неизменно, утром святые снова оказывались в едином гробе. Не найдется, пожалуй, такой силы, которая сможет разъединить людей, хранящих верность друг другу и божьим заповедям…

 

Святые Петр и Феврония были канонизированы Русской Православной Церковью в 1547 году. Мощи б лаговерных князя и княгини сохранились и сейчас находятся в Святотроицком женском монастыре города Мурома. Тысячи паломников со всей страны стекаются туда с молитвами за себя и свои семьи, множество случаев исцеления болящих и помощи в создании и сохранении семьи. И после смерти не оставляют они народ свой, непрестанно ходатайствуя у Божьего престола обо всех приходящих к ним.

 В сонме канонизированных в Средневековье святых-монахов (преподобных и святителей) Петр и Феврония являют редкий пример святой жизни в супружестве. Не отмечена их жизнь каким-то героизмом, присущим мученикам первых веков становления христианства, первосвятителям  земли русской или монашествующим, налагавшим на себя бремена неудобоносимые. Но воистину, во имя любви благоверные супруги совершили христианский подвиг и явили своим житием пример высочайшей нравственности и духовной силы семейных устоев. При жизни они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. Этот союз явился плодородной почвой для возрастания великого множества добродетелей и дел благочестия, которыми увенчала себя эта прекрасная супружеская чета.

Почему же сейчас, спустя века, наш взор обращается вглубь истории, в поиске достойного примера для подражания? Двадцатый век, перевернувший  с ног на голову многие устоявшиеся основы, безжалостным оккамовским лезвием  прошелся по семейным устоям и ценностям, воплем отчаяния множества распавшихся семей, потоком слез осиротевших душ, отозвался  на сердце всего человечества. Потеряв ориентиры, мечется человек. Но, где-то в глубинах сознания, в потаенных закромах заблудившейся души живет вера в светлые идеалы благочестия, которые яркими красками могут украсить любую серую будничную повседневность. Школой, где такие идеалы можно усвоить, несомненно, является семья, поскольку в ней человек учится побеждать свою «самость», свой эгоизм. Учится побеждать, любя конкретных людей — свою жену, детей, родителей.

Тема любви между мужчиной и женщиной всегда актуальна. Немало  шедевров литературного творчества, ей посвященных, сохранилось в культурной сокровищнице человечества. Удивительно по-разному, это дарованное Богом сокровище представляется авторам разных народов и эпох. Для любви воспеваемой, например Овидием Назоном, характерна нежная страстность, постоянно выходящая за грань пристойности и целомудрия. Любовь известных героев в пьесах  Уильяма Шекспира насквозь пропитана каким-то роковым трагизмом, при всей, несомненно,талантливой поэтичности в ее описании. Достойной альтернативой, наиболее соответствующей истинному пониманию любви и супружества является христианская любовь, изложенная в повествовании о жизни Петра и Февронии, близкая нашей душе, приятная нашему сердцу, наполненная верностью и жертвенностью, искренняя и всепобеждающая!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.