Афишная тумба посреди площади — именно на такие тумбы клеили плакаты и объявления; Псков начала 20 века

Русский мир

Авторами дореволюционного благотворительного плаката были многие из выдающихся представителей русской художественной культуры: Абрам Архипов, Леон Бакст, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Константин Коровин, Леонид Пастернак. Их высокий профессионализм и мастерство способствовали тому, что благотворительный плакат стал заметным художественным явлением в русском искусстве начала двадцатого века. Они разрабатывали и блестяще использовали многие элементы образного языка плакатного искусства, которые затем развили советские плакатисты первого послереволюционного десятилетия. К этим традициям постоянно обращаются и современные мастера.

А. В. Дурново, «Купите цветок ромашки. Ваши копейки пойдут на борьбу с чахоткой в Н.-Новгороде и губернии» (1913 г.)

Художник, автор изысканных стилизаций, в этой своей работе больше проявляет заботу о декоративных эффектах, строя композицию листа как упрощенное изображение цветочной корзины и бело-желтых цветов ромашки в зелени листьев. Такой прием останавливал внимание прохожих, заставлял прочитать объявление.

«20 апреля купите цветок ромашки за 3 коп. Ваши копейки пойдут на борьбу с чахоткой в Москве»; плакат 1912 г.
В России белые цветы впервые наполнили улицы 20 апреля 1911 года. В этот день Российской лиге по борьбе с чахоткой, образованной по указу императора Николая Второго, исполнился год.
Программа «Дня белой ромашки» состояла из двух частей: просветительской работы и денежного сбора. Пропагандисты считали, что для борьбы с туберкулезом прежде всего необходимы «отзывчивое сердце и щедрая рука». Кроме продажи цветов устраивались благотворительные спектакли, концерты, лотереи.

«20 апреля день Белого Цветка. Помогите бороться с чахоткой»; плакат 1914 г.

Ф. Захаров, «Всероссийская лига борьбы с туберкулезом»; плакат 1914 г.

С. Виноградов, «Помогите несчастным детям. Купите красное яичко 28 марта»; плакат 1914 г.

Нередко плакаты приурочивались к религиозным праздникам (Рождеству Христову, Входу Господню в Иерусалим, Пасхе) и призывали купить, например, пасхальное яичко или веточку вербы, чтобы собрать средства в пользу голодающих (голодные годы в деревне случались регулярно), а также сирот и больных туберкулёзом. Гражданская социальная реклама и церковная тематика ещё шли рука об руку, поддерживая друг друга. Окончательный процесс «секуляризации» в плакатном искусстве сложится после революции, ближе к завершению эпохи НЭПа

Неизвестный художник, «Пожалейте безприютных ! Купите 13 и 14 марта красное яичко. Ваши деньги пойдут на призрение бездомных детей и детей-сирот воинов в детских трудовых артелях и учреждениях «Маяка», состоящих под покровительством ея Императорского высочества Великой княгини Елизаветы Феодоровны»; плакат 1915 г.

Неизвестный художник, «Детям-беженцам к светлому празднику пожертвования принимаются вещами и деньгами»; плакат 1916 г.

Плакат благотворительного концерта 7 марта 1904 г. – сборы в пользу и на усиление русского военного флота

Г.Алексеев, «На продовольственную помощь малоимущим г. Москвы. Сбор 27 – 28 ноября 1916 г.»

А вот такие плакаты носили, как правило, целевой характер, т.е. пропагандировали не абстрактные идеи, а призывали принять участие в конкретной акции.
Художник сделал жанровую зарисовку общественной столовой, в которой собрались за одним столом малоимущие люди – женщины, дети, старики и старухи, инвалиды войны. В плакате не только дается представление об одном из направлений деятельности благотворительных обществ, но и приоткрывается картина нужды и лишений, выпавших на долю народа России. Заслуживает внимания и такая деталь: на одной из стен столовой художник изобразил плакат, который разглядывают посетители.

Л.Н.Бакст, «Большой благотворительный базар кукол» в Санкт-Петербурге; плакат 1899 г.

Это раннее произведение художника. В девочке даже видели Машу из популярного балетного спектакля «Щелкунчик» (в то время Бакст, увлекаясь театром, занимался созданием программок). Афиша благотворительного базара стала первым его произведением в области социального плаката.
Эта декоративная, красочная, эмоциональная работа призывала жертвовать на медицинскую и материальную помощь городским родильным приютам, пациентки которых – бедные роженицы.

Неизвестный художник, «Базар во всех залах российского благородного собрания. Праздник цветов на Ривьере»; афиша 1910 г.

Непосредственно откликаясь на события современности, плакат впитал в себя все стилевые тенденции искусства начала 20 века. Реализм, эклектика, «русский стиль», неоклассицизм, символизм, авангард — в эстетике плаката представлены все течения. Наиболее созвучным по своим целям и возможностям плакат оказался стилю модерн – с его стремлением к повышенной декоративности линии.

Г.П.Пашков, «Вербный базар московских городских попечительств о бедных»; афиша 1911 г.

Л.Н.Бакст, рекламный плакат открытых писем Красного Креста; 1904 г.

Открытые письма Красного Креста издавались Общиной сестёр милосердия св. Евгении, которая входила в состав «Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста» при Главном Управлении РОКК (Российского Общества Красного Креста), возглавляемый с 1887 г. внучкой императора Николая Первого, принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской .
Общине были необходимы деньги для строительства больницы, содержания приюта для престарелых сестер и организации работы подготовительных курсов медсестер. Средства на благотворительность поступали от частных лиц и от проводившихся Общиной аукционов и художественных выставок. С 1896 г. «Община святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску «открытых писем» — иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, в первую очередь русского. Это начинание не только оказалось наиболее успешным способом получения благотворительных средств, но стало заметным явлением в культурной жизни России.

Война

Социальный плакат — как самостоятельное явление — оформляется в период первой мировой войны. Он рассчитан на массовую аудиторию; политический лозунг, как правило, «подведен» под более нейтральный и традиционный призыв к благотворительности или подписке на военный заем. Для достижения своих целей он апеллирует к патриотическим чувствам граждан. Тема патриотизма связывается с многовековой историей страны.

К. Коровин, «Всероссийский земской союз помощи больным и раненым…Жертвуйте теплую одежду, носильное платье, белье, обувь, пищевые продукты раненым, по выздоровлении отправляемым на своё жительство и нуждающимся семьям запасных — вдовам и сиротам»; плакат 1914 г.

Монументальна фигура Дмитрия Донского. Возвышенность образа, его торжественность контрастируют с прозаическим, сугубо конкретным текстом, разъясняющим, какие предметы подлежат сбору, кому они предназначены. Этот контраст заостряет внимание зрителя.

А. Архипов, «На передовых позициях работает только Красный Крест. Москвичи! Не уставайте жертвовать, как не устают биться за честь и величие нашей родины те, кому вы жертвуете»; плакат 1914 г.

Плакаты на темы солдатской окопной жизни не могли не испытывать влияния русской народной картинки. Свой отпечаток наложили и приемы журнальной графики. Отсюда — многофигурность композиций, обилие бытовых деталей, пейзажные мотивы, разнообразный фон, штриховая, очерковая манера рисунка.

В. Васнецов, « Во всех залах Российского Благородного собрания 5,6,7 декабря 1914 года Благотворительный базар «На помощь жертвам войны»

«Сибирский день 1582 – 1915, 26 октября.Сбор, организуемый московским отделом сибирского общества помощи больным и раненым воинам и пострадавшим от войны. »; плакат 1915 г.
1582 год на плакате – год начала похода Ермака в Сибирь.

«Жертвуйте детям войнов – сибиряков»; плакат 1916 г.
Редкий нестоличный плакат неизвестного автора.

«День белой ромашки»: «Жертвам войны — туберкулёзным и их семьям помогите»; плакат 1916 г.

Л. Пастернак, «На помощь жертвам войны 20 – 21 авг. Москва»; плакат 1915 г.

В благотворительном плакате наряду с былинными богатырями и витязями, встречаются и реальные образы. Чаще всего перед нами солдат — раненый, увечный, достойный сочувствия, или спокойно покуривающий в окопах, читающий на досуге книги, беседующий с крестьянами.

С. Виноградов, « На помощь жертвам войны»; плакат 1915г.

Можно сказать, что плакат, «выступая от лица изобразительного искусства», позволяет отнестись к публицистическому высказыванию художника более отстраненно и, возможно, более иронично. В этом он в большей степени сродни современным комиксам, нежели современной «глянцевой» рекламе. Здесь «включается» его «документальная» природа, громко и во всеуслышание говорящая о драматической истории человеческого общества. Он выступает не только как объект искусства, но и как живое, насыщенное очень конкретной информацией и эмоциями свидетельство повседневного бытия человека в быстро меняющемся мире.

«На табак солдату жертвуйте 20 – 21 мая»; плакат 1916 г.

«30 – 31 мая день сирот воинов»; плакат 1916 г.

«Купите подснежник! 8 – 9 мая день сирот воинов»; плакат 1916 г.

«Российское общество Зелёного креста: 28 и 29-го декабря жертвуйте на устройство дома для увечных воинов»; плакат 1916 г.

С. Мухарский, «13 и 14 мая жертвуйте на книгу солдату»; плакат 1916 г.

«Жертвуйте семействам павших воинов – артистов варьете и цирка. Прежде веселили»; плакат 1916 г.
Перед Первой мировой военных плакатов в Российской империи не печатали. Зато существовала многовековая культура лубка — популярных в народе наивных юмористических картинок с короткими подписями. Кроме того, в довоенные годы в России появились первые рекламные вывески, выполненные в европейской манере. Именно из сплава двух этих жанров родились русские агитплакаты Первой мировой. Обычно они представляли картины подвигов, карикатуры на противника, и всевозможные жанровые сцены с призывом пожертвовать на нужды фронта.
Военный лубок пользовался широкой популярностью: его можно было увидеть в казарме, в крестьянской избе, в школе, на постоялом дворе. Генерал П. Н. Краснов, командовавший перед Первой мировой войной 10-м казачьим полком, вспоминал: «В казармах нашей Императорской армии висели картины. Это были литографии в красках, издания Ильина или типографии Генерального штаба, не помню. Изображали они подвиги офицеров и солдат в разные войны. Это было воспитание солдата. Дополнение к беседам о том, что «сам погибай, а товарища выручай». Молодыми офицерами мы ходили по казарменному помещению, окруженные молодежью, показывали картины и задавали вопросы».

«Жертвуйте солдату на переносныя бани в окопы»; плакат 1917 г.

«Сбор 11 – 12 июня на переносные бани для действующей армии на позиции»; плакат 1917 г.

«Пасхальный базар на помощь жертвам войны. Большая лотерея-аллегри»; плакат 1916 г.

После революции

«Туберкулёз предотвратим, излечим»; плакат 1922 г.
Послереволюционное продолжение темы «Белого Цветка».

Д. Моор (Орлов), «Помоги»; плакат 1921 г.

Плакат был создан в 1921 году, когда в Поволжье разразился голод. Масштаб бедствия был настолько велик, что перед людьми всерьез стояла проблема выживания. Похожая на призрак фигура изможденного крестьянина, который вскинул руки в страстном жесте, надеясь на помощь, выходит к нам из тьмы плаката, со страшной правдивостью свидетельствуя о разразившемся в стране бедствии.