«Не обеднеешь…». И правда!
С наступлением кризиса многие из нас перестают жертвовать средства на храм и благотворительные дела. Объяснение этому почти безупречно: уровень жизни падает, а стоимость потребительской корзины растет. Человеку, и до того жившему на скромную зарплату, закономерно становятся важны и пятьдесят рублей, которые он раньше не глядя отдавал в пользу нуждающихся.
Закономерно… по законам земной объективной логики. Но все мы, по идее, знаем, что евангельская логика — другая. И закономерности в ней другие: двух лепт бедной вдовы или умножения хлебов, например. Мои знакомые, занятые благотворительными проектами — будь то небольшая служба приходского храма или немаленький фонд поддержки молодых матерей — отреагировали на финансовые трудности в стране совершенно одинаково и парадоксально: число тех, кому в этих условиях буквально не выжить, становится больше, а значит, благотворительность будет расти. Должна расти — количественно и качественно, других вариантов просто нет: никто из тех, кто ежедневно сталкивается с человеческой бедой, не бросит своих подопечных, даже если ради этого придется забыть о личной жизни и отдыхе и перейти в круглосуточный режим. В ближайшее время им и правда будет трудно. А нам? Нам может быть трудно — и страшно от происходящего вокруг, а может быть не менее трудно — и легко. Все зависит от того, какую жизненную логику мы для себя выберем.
«Самому бы кто подал»
По правде говоря, я и сама боюсь кризиса. Моя маленькая лодочка перевернется при первом же значительном повышении цен, а плавать в больших волнах я умею плохо и недолго. Но гораздо больше, чем дурных экономических новостей, я боюсь другого. Боюсь однажды произнести — вслух или про себя — фразу, которая раньше казалась мне не только не предосудительной, но и весьма благочестивой: «Самому бы кто подал».
«Мы сами тут с вами скоро на паперти будем сидеть…» — сокрушенно вздыхают при виде нищей бабули с одноразовой тарелкой для подаяния прилично одетые мама с дочкой и следуют дальше — по высоким ступеням храма, ближе к «духовной культуре». Да нет, не будут они на паперти… И даже если не прошли бы мимо, а поделились мятой сторублевкой, к паперти это бы их не приблизило нисколько. Просто есть такая фигура речи, и более того — фигура мышления: представить самого себя страдальцем и списать собственное равнодушие на все усложняющуюся жизнь. Подруга, с которой я поделилась своими соображениями, попыталась дипломатически возразить: «Ну а как еще отделываться от нищих?». Никак. Можно при каких-то обстоятельствах не подать, но «отделываться» — не надо. Я очень хорошо и, к сожалению, по опыту знаю, во что эта фраза — «да нам самим бы…» — вызревает внутри. Она перерастает в ощущение, что все вокруг чего-то должны лично мне, а вместо этого — требуют и просят. И нужно обязательно «успеть» — захлопнуть дверь, сердце и кошелек, пока до них не добрался этот какофонично вопящий хор. Справиться со внутренними последствиями этой духовной привычки бывает очень сложно.