О духовном окормлении больниц и больных

27 ноября в рамках регионального­ этапа Рождественских чтений состоялся семинар «Организация духовного­ окормления стационарных лечебных заведений».

В нем приняли участие священники, сотрудники больничных храмов и иконных лавок в учреждениях, а так же добровольцы.

img_9418

Идея подобного семинара возникла не случайна.  Окормление болящих в больницах — дело вовсе не новое. С самых древних времен существования церкви одним из основных и трудных дел милосердия была именно помощь болящим.  Например, преподобный Авва Дорофей пребывая в монастыре,   выбрал для себя  послушание – он ухаживал за больными. «Поверьте мне, – говорил он о немощных, – я так уважал их, словно от них зависело мое спасение. Более больной благотворит служащему, нежели он больному».

До 1917 г. в России при строительстве больницы в первую очередь возводился и освещался храм.

В относительно недавнем времени свт. Иоанн Шанхайский регулярно ходил в больницу, и все священники его епархии обязаны были это делать. «Пастырь, — считал он, — должен приобщаться к страданиям людей, чтобы учиться сочувствовать, учиться любви».

Благое дело окормления больных, конечно, продолжается и сейчас. На сегодня в Хабаровске есть 5 храмов, находящихся при больницах и медицинских учреждениях (краевой онкологический центр, 2 краевая больница, детская краевая больница им. Пиотровича, дом ветеранов, перинатальный центр)

Как и в любом серьезном деле, здесь тоже важно обменяться опытом, определить приоритеты, да и просто обсудить какие-то нестандартные ситуации.

img_9454 img_9445

Почему так важно именно духовное окормление больных?

Об этом говорил в своем выступлении руководитель социального отдела иерей Николай Ворожбит:

— «Человек, попавший в больницу, вырван из привычного круга жизни, окружен в палате не близкими и родными, а незнакомыми людьми, он видит рядом страдания и смерть. Он не знает, насколько скоро выйдет из больницы сам и чем закончится его болезнь.

У человека в больнице появляется свободное время, чтобы подумать о своей жизни, о ее смысле, о смысле страданий и смерти. Перед ним приоткрывается то, что было сокрыто за рутиной ежедневной суеты.

Врачи могут исцелить, но вряд ли смысл болезни станет понятнее. Присутствие священника или добровольца помогает найти выход, встретить и перенести болезнь уже иначе.

img_9422

Нигде, как в больнице, так не востребована духовная поддержка и напоминание о том, что Бог есть Любовь. И очень важно понимать, что окормление не заключается только в проповеди»

Эта мысль и стала одной из основных тем семинара. Духовное окормление  больниц священником не должно сводиться  только к проведению таинств и треб. Очень важно, чтобы для больного были доступны не только исповедь и Причастие по расписанию, но и простые, доверительные, человеческие беседы со священником. Духовный пастырь должен не только исповедовать и соборовать, появляясь в больнице, в основном, в экстренных случаях. Главное, он должен сострадать людям, показывать им путь к радости. Если душа радуется, то и тело легче переносит страдания.
img_9434

img_9452

 

Духовное окормление  священника обязательно должно быть доступно и для персонала больниц. Общение с медперсоналом должно быть регулярным. Когда в больницу приходит не просто священник, а знакомый, свой  батюшка, знающий и сопереживающий трудностям  врачей, медсестер и санитарок, находящий для каждого совет или просто доброе слово, тогда его приход в больницу – это уже не просто привычная для них формальность, а радость. Так, постепенно, отношение медперсонала к больным выходит за рамки просто служебных обязанностей.

А это значит, что и в палате медсестра не просто посоветует больному «свечку поставить» или позвать некоего абстрактного священника, а предложит поговорить с  «нашим батюшкой», который «знаете какой хороший! Обязательно поможет!». И больной, после такого совета, не будет ждать с опасением кого-то бородатого в рясе, а понадеется на эту встречу, с готовностью поделится самым сокровенным.

img_9436 img_9432 img_9431 img_9430

Еще одна важная вещь – привлечение добровольцев. Церковь не может ограничиваться исключительно духовным окормление страждущих. Помощь добровольцев незаменима в самых насущных вещах. Тяжелые больные нуждаются не только в медицинском в уходе, но и в постоянном внимании. Доброволец, находящийся в палате, это тот, кто принесет пить, поправит подушку, подаст утку, покормит, просто посочувствует и сделает еще массу мелких, но незаменимых дел, проявляя ту самую Любовь, о которой так много говорят. Так, например, в 11 больнице работает пост приходской сестры.

img_9441 img_9443

А еще, часто практикуется, что перед приходом священника в палаты для совершения таинств исповеди и причастия, добровольцы информируют больных, разговаривают с ними, узнают, кто хотел бы, например,  исповедоваться, объясняют суть таинств. Польза этих бесед в том, чтобы помочь подготовиться ко встрече со священником всем желающим, но и чтобы отложить эту встречу для тех, кто не желает ее. Ведь заранее сказать о своих сомнениях добровольцу – это одно, а отказать священнику – это уже сложнее. Таких моментов «принуждения»  добровольцы тоже помогают избежать.

Говорили на семинаре и о том, что для  работы в больнице и несения там послушания требуется призвание, необходима масса смирения и терпения. Желание творить добро и оказывать милость другим – это не достояние человека, это дар Божий.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.