В работе, на богослужении, на семинаре или торжественном мероприятии сестра милосердия всегда заметна: белый плат с крестом и фартук издалека бросаются в глаза. Некоторым кажется, что это просто романтический маскарад
Однако необходимость формы имеет глубокие основания. Какие — объясняет Ольга Юрьевна Егорова, старшая сестра патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества (Москва)
«На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах. В этой глубоко обдуманной униформе была и торжественность, и отрешенность от светской жизни, которую вело до того большинство сестер, и даже, пожалуй, обреченность», — так описал форму сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, учрежденной в 1854 году великой княгиней Еленой Павловной, один современник. «Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки…», — из устава Вятской общины сестер милосердия, 1899 год. Форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательно по уставу. Требование православных сестричеств к сестрам — всегда и при всех обстоятельствах работать в форме — наполнено глубоким внутренним содержанием и не является формальностью.
«Форма дух бережет» — эти слова принадлежат одному из самых известных и чтимых священников нашего времени, священномученику новой Кавказской войны конца ХХ века, замученному бандитами в сентябре 1999 года протоиерею Петру Сухоносову. По свидетельствам его духовных чад, несмотря на все их просьбы поберечь себя, отец Петр, настоятель Покровского храма в станице Слепцовской, одной из «горячих точек» Кавказа, выходя из храма, никогда не снимал священнического облачения со словами: «Форма дух бережет». Свою последнюю службу отец Петр отслужил в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Вооруженные чеченцы ворвались в храм с автоматами и схватили батюшку прямо в иерейском облачении.
Сестринская форма также прежде всего «дух бережет», помогает сохранить внутреннее устроение, сообразовать внутреннее с внешним. Через форму одежды внутреннее и внешнее взаимодействуют. Сестринская форма представляет сестру во внешних инстанциях и организациях, делая сестру неотъемлемой частью общины сестер милосердия.
В трудных ситуациях, в которые нередко попадают сестры, форма защищает от раздражительности, агрессии, попыток перейти границы в общении — ведь дежурить приходится у больных, родственники которых могут быть и наркозависимыми, и алкоголезависимыми, и психически больными. Особенно это важно в условиях ухода на дому.
В любом лечебном учреждении и дома у больного сестра в форме являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и принадлежность к сестричеству, дух общины сестер милосердия. Это важно не только для самой сестры, которая носит форму как награду и ощущает эту награду как пока еще незаслуженную, как нечто взятое в долг, осознавая, что не она представляет форму, а форма рекомендует ее, дает ей некий аванс. Это не менее важно для больного, особенно тяжело больного, часто неадекватного или находящегося в состоянии спутанности сознания, когда в моменты прояснения первое, что появляется в поле его зрения — белый плат с красным крестом сестры милосердия. Мы наблюдали, что это не только его успокаивает, но и быстрее возвращает к действительности. Особенно это очевидно на ночных дежурствах, когда сестра сидит у постели больного, и он внезапно пробуждается. Конечно, форму сестры милосердия надо носить благоговейно, аккуратно, бережно, с прилежанием. Право носить форму дается духовником сестричества. Сестра в форме являет собой верность общине сестер милосердия, верность Богу.
«Всякое утро мне приходится ходить за три версты в 48-й госпиталь, куда я временно прикомандирована, там лежат раненые в калмыцких кибитках и мазанках. На 400 человек нас пять сестер, раненые все очень тяжелые. <…> Возвращаемся домой в 7 часов в телеге Красного Креста». Из письма баронессы Юлии Петровны Вревской (1841-1878), в период Русско-турецкой войны подвязавшейся в качестве сестры Свято-Троицкой общины, к И. С. Тургеневу
«Сестры и испытуемые постоянно обязаны носить белье и установленную форменную одежду от Общины, даже и на время отсутствия из заведения, и за нарушение сего правила из Общины исключаются. № 16. Сестры, будучи снабжаемы всем от заведения, не могут брать в оное собственной одежды. Они не получают жалования, а им ассигнуется только ежемесячно, по определению Хозяйственного комитета, денежная выдача на покупку и починку обуви. Вообще же они должны избегать неуместной прихоти». Из устава Покровской общины (Санкт-Петербург), 1876 год
Сестры милосердия и священник Николаевского военного госпиталя. Санкт-Петербург, 1890 год. Для работы в госпитале привлекались сестры различных общин
Сестры Александровской общины (названной в честь спасения императора Александра II во время покушения в 1879 году) в специальной форме, предназначенной для работы в операционной палате, конец XIX — начало XX века
Крестовоздвиженская община — крупнейшая община сестер милосердия в России — была основана хирургом Николаем Ивановичем Пироговым во время Крымской войны. Форма сестер состояла из темно-синего платья и белых платков с широкими завязками. Парадный плат был белым, а рабочий — серого цвета.
На фото: врачи и сестры общины у лазарета в Манчжурии, 1904-1905 годы
Алексеевское общество дел милосердия действовало в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии и располагалось на Успенском острове на реке Волхов. На фото: занятие по анатомии, 1900-1910-е годы
Форма одежды сестер РОКК определялась уставом: зимой — шерстяное платье коричневого цвета, белый передник с нашитым на груди красным крестом и белая головная косынка. Летом — платье из холста. Эту форму сестры не имели права снимать не только на дежурстве, но и в часы отдыха, пока состояли в общине. При исполнении своих обязанностей сестры носили на левой руке белую повязку с красным крестом. Но прежде чем надеть такую форму, они должны были пройти очень серьезную теоретическую и практическую подготовку и выдержать испытания. На фото: сестры милосердия Главного управления Российского общества Красного Креста (РОКК), 1914 год.
Студентки Свято-Димитриевского училища в форме сестер милосердия разных лет (слева направо): Марфо-Мариинской обители, Крестовоздвиженской общины, Свято-Троицкой общины времен Русско-турецкой войны, Свято-Георгиевской общины времен Русско-турецкой войны, Крестовоздвиженской общины (существовали варианты формы)
Слева: Императрица Александра Феодоровна (в кресле) со старшими дочерьми великими княжнами Татьяной и Ольгой (стоит) в форме сестер милосердия. После начала Первой мировой войны они прошли курсы обучения сестер милосердия и по несколько часов в день работали в Царскосельском госпитале, ухаживая за ранеными. С этого времени они практически не снимали свою форму.
Справа: «Эта одежда скроет Вас от мира», — сказал епископ Трифон (Туркестанов) великой княгине Елизавете Феодоровне (1864-1918) при возведении ее в сан настоятельницы основанной ею Марфо-Мариинской обители сестер милосердия.
Форма советских медсестер внешне очень походила на дореволюционную. На фото: врач и медицинские сестры в кабинете детской консультации при райсовете Володарского района. Петроград, 1923 год
Еще в 1940-х годах в форме медицинских сестер сохранялся плат. На фото: медицинская сестра делает укол отдыхающей в санатории офицеров Советской Армии при Шуваловском дворце