Отношение к нищим: три эпохи
«Нищенство — богоугодное дело или общественное зло? На этом вопросе стоит вся история благотворительности».
Предлагаем Вашему вниманию прочесть статью историка В.И. Герье (1837-1919).
Статья опубликована в журнале «Детская помощь» № 19, октябрь 1891 года
«Нищие возле церкви». Николай Иванович Творожников, 1889.
Статья «Исторический взгляд на благотворительность» была опубликована на страницах журнала «Детская помощь» в трагический для России период: страна пыталась смягчить последствия массового голода 1891года Это – одна из первых статей выдающегося русского историка Владимира Ивановича Герье, посвященная сравнительной истории благотворительной помощи в Европе и в России. Во всех своих публикациях Герье напоминал читателям о великой роли милосердия и сострадания в истории цивилизации. Эти идеи стали стержнем, вокруг которого формировались его научные изыскания, пережившие трагический XX век. Студенты гуманитарных факультетов по-прежнему с увлечением читают книги Герье «Зодчие и подвижники Божьего царства. Блаженный Августин» (1910), «Апостол нищеты и любви: Франциск из Ассизи» (1908), «Расцвет западной теократии» (1916).
Свои идеи активного милосердия профессор всеобщей истории Московского университета, стремился реализовать на практике. С 1876 года он работал в комиссии Московской городской думы « О пользах и нуждах общественных». Герье вошел в историю России как идеолог, создатель и первый директор Высших женских курсов в Москве (1872-1882) (одного из первых высших учебных заведений для женщин в России). Это был во всех отношениях новаторский проект, который не состоялся бы без успешного привлечения средств общественной благотворительности.
Профессор Герье всю жизнь доказывал, что принцип ведущей роли государства в благотворительности (который проводился в России в его эпоху) в корне неверен: «государственное призрение» не может заменить общественного участия и живого человеческого сострадания, на котором основаны лучшие благотворительные практики Европы.
«Портрет В.И. Герье» (фрагмент). Н. Богданов-Бельский, 1890.
В 1893 году ученый, не оставляя своих занятий в Московском университете, организовал и возглавил в Москве систему участковых попечительств о бедных по образцу его любимой «эльберфельдской системы». Так было положено начало одному из самых успешных благотворительных проектов конца 19 века: в 1898 году в Москве насчитывалось 28 попечительств, которые владели капиталом в 160 тыс. руб. и содержали 39 богаделен, 27 детских приютов и ясель, 8 бесплатных квартир для бездомных. Циркуляр Министерства внутренних дел от 31 марта 1899 года признал этот опыт образцовым и советовал распространять его в других городах России.
Благодаря этой публикации и своей активной работе по помощи голодающим, в 1893 году Герье получил приглашение на работу в правительственную Комиссию К.К. Грота (созданную по решению императора Александра III), которая пыталась определить базу для нового российского законодательства о благотворительности.
Публикуемая ниже статья Владимира Ивановича Герье «Исторический взгляд на благотворительность» (1891) никогда не перепечатывалась (ее фрагменты, без указания имени автора предлагаются в Интернете тем, кто пишет реферат по истории благотворительности).
Давайте перечтем подлинник!
ПЕРВАЯ ЭПОХА: МИЛОСТЫНЯ КАК ЛИЧНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ
С тех пор, как существует людское общество (то есть различие сил, способностей и наклонностей к труду, и вместе с тем различие достатка и нужды среди людей), — с тех пор существует сострадание к нужде и благотворительность.
Главным источником первоначальной благотворительности была везде религия, предписывавшая помогать нищим и признававшая подаяние милостыни религиозной обязанностью и высокой добродетелью. Эта первоначальная благотворительность имела, по большей части, характер индивидуальный, случайный: то есть всякий давал по своему желанию и выбору тому из нуждающихся, кто попадался на глаза.
«Нищие у входа». А. Виллемсенс, 1650-1660.
Случайность и нецелесообразность такого благотворения увеличивались вследствие того, что прошение милостыни не всегда обусловливалось действительною нуждою. С другой стороны, не все нуждающиеся обращались за подаянием.Христианская церковь, можно сказать, почти впервые и с самого начала своего возникновения пыталась дать благотворительности правильную организацию и очень многого достигла в этом отношении.
Церкви и монастыри сделались сборным местом крупных жертвований, которые расходовались на устройства приютов, для разного рода нуждающихся и на раздачу милостыни под наблюдением духовенства. Но, будучи в зависимости от общественных условий и степени развития общества, церковная благотворительность действовала весьма различно в разные времена и в разных странах. Существенный ее недостаток всегда заключался в том, что более всего имелось в виду обилие подаяний и не всегда при этом обращалось достаточное внимание на достоинства просящего.
Таким образом, случалось, что около богатых церквей и монастырей сотни здоровых людей находили легкое пропитание, тогда как в местах, более отдаленных от этих центров благотворительности, погибало без помощи голодающее население. При таком положении дела благотворительность сама плодила нищету, тем более, что самое испрашивание милостыни стало в Средние века считаться богоугодным делом, и в Западной Европе появились особые «ниществующие» монашеские ордена.
По мере того, как общество начало сознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться; в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения. В особенности усвоила этот взгляд правительственная власть в слагавшихся тогда из средневекового дробления государствах.
ВТОРАЯ ЭПОХА: ГОНЕНИЯ ГОСУДАРСТВА НА НИЩИХ
С 14 уже века государство начинает преследовать и карать нищенство. Эти преследования сначала являются лишь местными и временными мерами против избытка нищенства, но с 16 века все более и более усиливаются они и получают систематический характер. Преследуя нищих, как «тунеядцев и дармоедов», государственная власть оберегала интересы остального населения, обремененного в то время повсюду тяжелыми налогами, и в то же время руководилось соображениями государственного порядка и благочиния, так как нищенство порождало бродяжничество, а последнее всегда легко становилось школой преступности.
«Богатство и бедность». Э. Клаус, 1880.
Принимая меры против тунеядства и бродяжничества, государство в то же время старалось оказывать систематическую помощь нуждающимся, чтобы таким образом уничтожить корень нищенства. Первые общие, плодотворные по своим последствиям меры, были приняты в этом деле в Англии, где в начале 16 века были взяты в казну богатые монастырские имущества, на счет которых питались тысячи бедных. Указами короля Генриха VIII 1531-34 годов, на церковные приходы была возложена обязанность содержать своих бедных, чтобы не допускать их до нищенства; с этой целью приходам было предоставлено право собирать с прихожан «добровольные» пожертвования, с правом налагать пеню на всякого, кто стал бы отказываться вносить пожертвования. А с другой стороны, бедным, способным к работе, приход был обязан доставлять таковую. Эта мера была дополнена указом короля Эдуарда VI от 1551 года, уполномочивавшего мировых судей устраивать работные дома, и в особенности указом rкоролевы Елизаветы I от 1601 года, в силу которого мировые судьи должны были назначать в каждом приходе из влиятельнейших жителей 3-4 человека в качестве «попечителей или смотрителей над бедными» и возложить на них все обязанности по обеспечению бедных содержанием или работой. Эти указы легли в основание систематически развившегося и усовершенствованного в нынешнем веке попечительства о бедных в Англии.
Вообще говоря, хотя европейские правительства и принимали меры для обеспечения нуждающихся, они, главным образом, руководствовались чисто государственным интересом, — задавались целью прекратить нищенство. Потому эта деятельность государства часто носила лишь формальный характер, не проникая до корня зла.
ТРЕТЬЯ ЭПОХА: ФИЛАНТРОПИЯ И ГУМАНИЗМ
Если в первом периоде преобладал церковный взгляд на дело и потому всего более имелся в виду подвиг милосердия со стороны дающего, и ради этого поощрялось нищенство, то во втором периоде до такой степени стал преобладать интерес благочиния и полицейский взгляд на нищенство, как на зло, несовместное с общественным порядком, — что само подаяние милостыни преследовалось и облагалось денежным штрафом.
«Нищие музыканты у дверей». Д. Отервельт, 1665.